Дань профессии
— Сергей Алексеевич, по специальности вы мостостроитель. Насколько избранная профессия соответствует сегодняшним вашим делам?
— Вся моя деятельность — дань профессии, выбранной в молодости. Мои мосты — не в буквальном смысле железобетонные балки над реками. С 1987 года мы строим мостовые переходы, сооружая в руслах рек переправы из гофрированного металла и комбинированных железобетонных труб большого диаметра. По этой технологии я защищал диссертацию. Такое переустройство и возведение искусственных сооружений в 2 — 2,5 раза экономит деньги бюджета заказчика.
— Что представляет собой ваша фирма и кто является основным заказчиком работ на дорогах?
— Основные организации, которые обеспечивают нас фронтом работ, — Территориальное управление автомобильных дорог (ТУАД) области, а также муниципальные образования районов. Трудимся мы, помимо Маслянинского, еще и в Черепановском, Тогучинском и Искитимском районах. Строим, реконструируем дороги и мостовые переходы. Кроме того, круглогодично содержим 420 километров дорог.
Сейчас у нас есть практически все для успешной качественной работы, и она удается. На внешнем рынке приобретаем битум, ГСМ, цемент, арматуру. Щебень производим сами — дробим камень в лицензионных карьерах. Песок добываем тоже самостоятельно. Имеем асфальтобетонный и цементно-бетонный заводы, льем сборный железобетон.
Новососедово — Верх-Ики
— Расскажите о самом значимом событии 2013 года в работе маслянинских дорожников.
— Однозначно это ввод в эксплуатацию дороги с твердым покрытием Новососедово — Верх-Ики. Проложив ее, мы соединили Искитимский и Маслянинский районы, а также горнолыжный курортный комплекс «Юрманка» с Новосибирском. Социальная значимость объекта огромна: поток машин и пассажиров на этом направлении высок и растет с каждым годом.
— О чем мечтает мостостроитель Сергей Просеков?..
— Есть мечта построить хороший мостовой переход на дороге Новососедово — Верх-Ики, о которой я говорил. Там сейчас временное искусственное сооружение, которое вешние воды ежегодно размывают, и движение транспорта прекращается на месяц. Областная администрация изыскала деньги, поручила ТУАД проектирование, наша проектная организация выиграла торги. Мы представим проект искусственного сооружения в виде грунтозасыпного моста. Это мост, который не имеет балок пролетных строений, их функцию выполняет гофрированный свод.
Наверное, это будет первый мост такого типа за Уралом. Специалисты ТУАД во главе с руководителем Константином Геннадьевичем Громенко выбрали наш вариант грунтозасыпного моста в силу того, что при прочих равных показателях он обойдется бюджету в два раза дешевле, нежели привычный балочный, причем не уступит ему в качестве.
— И когда осуществится ваша главная мечта?
— Думаю, что уже в 2014 году. Мне очень хочется построить такой мост силами своей организации.
В две смены
— Чем еще знаменателен 2013 год для маслянинских дорожников?
— Нами практически закончена реализация целевой программы переустройства искусственных сооружений в Черепановском районе. Последний мостовой «бой» мы проведем у села Ярки Черепановского района. А вообще, удалось переустроить пять искусственных сооружений вместо трех по плану. И на всех мы применили комбинированные трубы большого диаметра. Экономический эффект от внедрения их составил 75 миллионов рублей.
Еще скажу, что в 2013 году наше ДРСУ рекордно много работало с асфальтобетоном. Почти тридцать лет тружусь в отрасли, однако не припомню подобных объемов сделанного. Если раньше выпускали пять — шесть тысяч тонн асфальтобетонной смеси, то в 2013 году произвели ее больше 20 тысяч тонн. Завод работает в две смены. Не считаются со временем и дорожные рабочие.
Учат на марше
— Кто они, дорожные рабочие? Откуда черпают профессиональную квалификацию?
— Нами налажены хорошие контакты со СГУПСом — университетом путей сообщения. Кадры кует факультет строительства железных дорог, есть там специализация «автомобильные дороги». Ежегодно от нас туда поступают два-три одаренных выпускника маслянинских школ.
Характерен пример Андрея Мелехова — выпускника СГУПСа 2013 года. Парень попал с корабля на бал — из вуза прямо на реконструкцию дороги Черепаново — Маслянино. Начинать трудовой путь тяжело, но он, возглавив участок, достойно сдал комиссии свой первый километр трассы. Сейчас Андрей работает на реконструкции дороги Дубровка — Маслянино.
В 2012 году к нам пришел производителем работ Александр Бубенщиков, трудился на строительстве дороги Новососедово — Верх-Ики. Теперь он в роли главного инженера, растет как организатор.
Из дорожных работников назову Алексея Гохвейса. Среди пяти грейдеристов он самый виртуозный. Настоящим профессионалом стал водитель Евгений Дураков, недавно получил новую ДМК — дорожную машину комбинированную. Отмечу добросовестность, ответственность, неравнодушное отношение к обязанностям бульдозериста Владимира Воробьева, диспетчера Елены Унтеровой, крановщика Анатолия Остапченко и многих других.
В ДРСУ хороший состав мастеров. Специалистов этого профиля помогает готовить министерство транспорта и дорожного хозяйства области в отраслевом техникуме. Мы направляем на учебу ребят, хорошо проявивших себя на дорожных работах.
Набираем молодых ребят слесарями, оттягиваем парней от пивных ларьков, от праздной жизни, присматриваем за ними. Хорошо зарекомендовавших себя направляем на учебу для овладения специальностями. Намерены действовать так и дальше.
Километры испытаний
— Насколько сложно содержать в нормальном состоянии трассы общей протяженностью 420 километров?
— Справляемся. Наибольшие трудности преподнес зимне-весенний период 2012 — 2013 годов. То была битва с непогодой, особенно в период шквального снега 8 и 10 марта. Обильный снегопад сопровождался низовыми метелями. На дорогах нам пришлось работать круглосуточно. Закрыли глаза на нормативы, потеряли полтора миллиона рублей, но обеспечили проезд транспорта в любое время дня и ночи.
Сделали серьезные выводы из той ситуации. С одной стороны, оснащаем парк новыми машинами, а с другой — стараемся сполна использовать имеющуюся энергоемкую технику. В 2013 году готовимся к зиме более основательно, на что нацелил нас министр транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Михайлович Титов.
— Что можете сказать о качестве реконструкции и содержания дорог?
— Я принял организацию в 1987 году. У меня хранится альбом с фотографиями начиная с того времени. Листаешь пожелтевшие страницы, сравниваешь дороги того времени с нынешними — отличаются они как небо от земли. Пропорционально выросла и производственная база.
Только слепой не может видеть, как меняется облик дорог. Пример тому — недавно сданный участок дороги на въезде в Маслянино, который осовременил облик рабочего поселка. По новому двухлетнему контракту, к выполнению которого мы приступили в нынешнем году, объем финансирования на приведенный километр содержания дорог возрос. Правда, возросли и требования со стороны ТУАД, что вполне закономерно.
Успешных лотов дорожникам!
— Сергей Алексеевич, что вы пожелаете коллегам, партнерам и всем, от кого зависит работа Маслянинского ДРСУ, в преддверии профессионального праздника транспортников и дорожников?
— Всем коллегам — успехов в торгах на дорожные подряды. Руководству области — дальше придерживаться взятого курса на улучшение и строительство дорог региона. Чувствуется, что губернатор Василий Алексеевич Юрченко держит руку на пульсе дел дорожников. Министерству — осуществления задумок. ТУАД — и дальше оставаться генератором идей в отрасли. Всех — с праздником!
Беседовал Николай ЦАРЕВ